Подавляющее большинство талантливых людей уже в детские годы  обращали  на
себя внимание своим высоким развитием, своею "одаренностью", но при этом
мы видели, как беден обычно мир детей, как ограничен он игрушками и многочисленными запретами, как мало он может дать для  их  развития.  И  мы усомнились в верности многих педагогических и медицинских  рекомендаций, особенно касающихся сроков начала развития, усомнились даже в  том,  что под ними есть достаточно научная база. Иначе почему  бы  другим  странам начинать школьное обучение не в семь, а в 6, в 5, в 4 и даже в 3 года?
   И для своих детей мы решили, насколько это позволили скромные ресурсы
семьи учителей, РАСШИРИТЬ детский мир и дополнить его миром реальных вещей, инструментов, материалов, приборов, книг, человеческих отношений  - всем тем, что составляет наш "взрослый" мир.
   Инструменты были маленькими, но настоящими - перочинный нож был  острым, а топорик рубил доски, ими можно было работать на маленьком верстаке, и для этого были материалы. На весах можно было  взвешивать  с  точностью до одной десятой грамма, на спортивных снарядах - кольцах, турниках, канатах - заниматься гимнастикой всерьез. Даже многие игрушки  были не игрушечными: из больших деревянных кирпичей и досок можно было  построить дом и влезть в него,  из  электроконструктора  провести  в  "доме"
электрический свет от "станции"-трансформатора,  по  настоящим  чертежам
собрать модель из кирпичей или согнуть ее из проволоки. На стенах комнат
были географические карты, таблицы, схемы, азбука.  На  полках  приборы,
конструкторы, справочники, школьные учебники. Комнаты  стали  напоминать
лаборатории и спортивный зал.
   И в этом маленьком, но настоящем мире  мы  предоставили  детям  очень
большую свободу деятельности. Здесь были даже настоящие опасности -  лесенка и канат поднимались  до  потолка,  и  оттуда  можно  было  упасть,
инструменты были острыми, и ими можно было поранить руки и ноги,  клеммы
трансформатора находились под напряжением до 250 вольт,  и  током  могло
"ударить". Мы дали возможность детям познакомиться со всеми  опасностями
и, убедившись в их осторожности, сняли массу педагогических  ограничений
и норм. А затем стали наблюдать, как идет развитие в  сравнительно  свободных и необедненных условиях. Условия были такими, чтобы помогать развитию, точнее - появлялись раньше, чем  оно  начиналось.  При  этом  мы,
взрослые, конечно, не оставались посторонними наблюдателями, а старались
принимать самое деятельное участие в жизни детей.
   Мы еще не знали, когда ребенок способен научиться читать,  и  поэтому
уже у годовалого сынишки были И так не только для грамоты, но и для счета, конструирования,  гимнастики,
труда и прочего, что нам удавалось сделать.
 
Hosted by uCoz