Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.
Артюр Рембо написал даже сонет “Гласные”, в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
О - синий : тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета:
он считал И - синим,
У - ярко желтым |
Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него
И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный.
А вот русский поэт А. Белый утверждал,
что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым.
Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных,
то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые
звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это?
Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом?
А возможно, что звуковые связи - следствие
исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том,
что связь “звук речи - цвет” - редкий сугубо индивидуальный феномен.